Начинающим вебмастерам, которые делают свои первые шаги в непростом деле разработки и продвижения сайтов, обычно не понятно, почему их более опытные коллеги так беспокоятся о позициях своих проектов именно в Яндексе, а не в Google. Ведь всем известно, что именно великий и ужасный Google является лучшим поисковиком, причем мировым, а не региональным, как Яндекс.
Ответ на самом деле очень прост: потому что в России Яндекс долгое время был практически монополистом с долей рынка около 70%, в т.ч. и коммерческих запросов, с которых идут реальные заказы реальных клиентов. Гуглу оставалось примерно 20%, а поскольку продвигать сайт одновременно и под Яндекс, и под Google было сложно и дорого, Гуглом пренебрегали, сосредотачивая усилия на продвижение в Яндексе.
В США и Европе монополистом, естественно, является Гугл – про Яндекс там никто и не слышал. Даже в Украине доля Яндекса была значительно меньше доли Гугла, но поскольку украинские сайты, в подавляющем большинстве, тоже сделаны на русском языке, монетизировали их тоже по большей части через российские биржи по продаже ссылок (gogetlinks.net, miralinks.ru, sape.ru и др.), ориентированные на Яндекс. Контекстная реклама давала раз в десять меньше прибыли, чем продажа ссылок, и была технически проще: сделать посещаемый сайт намного сложнее, чем просто сайт с кучей текста. Да и гарантировать, что посетители вашего контентного сайта будут кликать по дорогим контекстным объявлениям, тем более что среди сеошником не первый год бродят слухи, что самые «вкусные» объявления рекламодателей поисковики показывают на своих проектах, оставляю партнерам только недорогие и относительно малокликабельные.
Последние пару лет Яндекс постепенно теряет свои позиции. На данный момент доля пользователей у Яндекса в России чуть больше, чем у Google. Причин тому много, но основной является рост числа пользователей смартфонов и планшетов на Андроиде, где предустановленный поиск от Гугла. Вероятно, ещё год-два доли этих поисковиков в Рунете будут равны, потом Яндекс проиграет и превратится в подобие Рамблера или «Поиска mail.ru», о которых знают разве что специалисты.
Google пока что не угробил Яндекс только потому, что для него Рунет — неприоритетный рынок – здесь слишком мало денег и слишком «странные» законы, оно того не стоит. Англоязычный интернет для Гугла интереснее на несколько порядков, в крайнем случае, есть смысл бороться за китайский и испаноязычные сегменты, если остаются ресурсы, которые и у Гугла не безграничны. Но даже походя Google все равно медленно, но уверенно становится поисковиком номер один в русскоязычном интернете, т.к. противопоставить Хрому, Андроиду и другим сервисам от Google скромному региональному Яндексу, прибыль которого во многом зависит от курса доллара, просто нечего.