Если владелец сайта заказал его разработку не для галочки, а стремится на нем заработать, сайт нужно тестировать. При чем не только на предмет наличия ошибок, но и на удобство, юзабилити. Вот как на практике работает так называемый «быстрый и грязный» (quick-and-dirty) тест сайта на юзабилити и какие условия при таком виде тестирования необходимо соблюсти, чтобы получить корректные результаты.
«Быстрый и грязный» тест является одним из наиболее эффективных способов, чтобы судить, насколько удобен для пользователя сайт, и где искать возможности для оптимизации и упрощения. Из-за характера этого теста, есть несколько соображений и требований, которых веб-дизайнеры должны придерживаться до и во время процесса.
1. Выберите только «типичных» интернет-пользователей для теста. Продвинутые пользователи будут иметь возможность выяснить практически любую мелочь в дизайне, и они склонны к этому. Типичные же пользователи, помимо того, что представляют гораздо большую часть населения, как правило, не слишком любопытны, недостаточно терпеливы или недостаточно опытны, чтобы исследовать весь дизайн. Продвинутые пользователи искажают результаты в пользу дизайна, а более простые пользователи интернета представляют лучший источник честной обратной связи о реальном юзабилити.
2. Будьте готовы просить помощи у друзей и членов семьи, если нет под рукой никакого знакомого офисного сотрудника, который отвечает упомянутым требованиям, к тому чтобы тест проводился среди начинающих пользователей интернета. Друзья и члены семьи больше напоминают традиционных пользователей и их связь с дизайнером означает, что они будут готовы поделиться впечатлениями более честно и подробно, чем незнакомцы или коллеги.
3. Согласитесь заранее, что изменения потребуются. Существует хорошо известный разрыв между дизайнерами и пользователями, и юзабилити-тест предназначен для ликвидации этого разрыва. Часто это означает, что нужно будет делать небольшие изменения и уступки, которые приспосабливают сайт к среднему пользователю. Эти изменения могут не слишком нравиться дизайнеру, но они правильные, и они абсолютно необходимы. Самое глупое, что может сделать дизайнер в ответ на критику и предложение что-то переделать, так это заявить: «Вы ничего не понимаете! В этом-то и вся фишка! Я ничего не буду менять!» К таким людям и сейчас и в будущем будет возникать много вопросов по поводу их профессиональной пригодности.