Шаг за шагом посмотрим, как выполнить так называемый «быстрый и грязный» юзабилити-тест сайта.
Шаг 1: Найдите кого-то, кто свободен, для тестирования сайта.
Когда дизайн веб-сайта сформирован и он потенциально готов к публикации, самое время найти «подопытного кролика» — того, кто может дать сайту прогон и определить, действительно ли он готов к ежедневному использованию в сети. Для правильно проведения теста человек, выбранный для испытания должен проводить тестирование сайта в присутствии дизайнера. Это позволяет получить очень ценную обратную связь прямо в реальном времени.
Шаг 2: Опрашивайте тестировщика о дизайне сайта, юзабилити и внешнем виде.
Теперь, когда теститровщик работает с сайтом (лучше, конечно, на экране, но можно и в печатном виде), пришло время, чтобы начать судить, как именно он реагирует на то, что видит. Задавайте ему конкретные вопросы, на которые он сможет дать четкий ответ. Например: Проста ли в использовании навигация? Что находится в центре внимания данного веб-сайта? Что вы думаете о цветах? Можете ли вы сказать (показать), где ссылки? Как насчет боковой панели? Полезна ли она?
Важно, задавать вопросы о каждом элементе дизайна, а не спрашивать о дизайне в целом. В конце концов, многие большие и хорошо продуманные проекты могут иметь не так уж много вещей, которые должны быть скорректированы для того, чтобы обеспечить долгосрочный успех сайта. Может быть, навигация хороша, но нижнее меню нуждается в небольшой доработке. Может быть, цвет ссылок должен быть отрегулирован так, чтобы они были немного более заметны. Сужая вопросы и высвечивая определенные элементы, эта быстрая сессия вопросов и ответов покажет успехи и конкретные области, которые нуждаются в переделках. Каждый отдельный тест должен занять около 10 или 15 минут.
Шаг 3: Сделайте это снова.
Обратная связь от одного человека это хорошо, но несколько человек, предлагающих своё видение удобства дизайна — намного лучше. Так что, чем больше добровольцев для проверки вы найдёте – тем лучше.
Шаг 4: Начинайте вносить изменения.
На основе коллективной обратной связи от всех тестировщиков, двигайтесь вперед и меняйте дизайн так, чтобы он становился еще более удобным и интуитивно понятным. Именно такой подход и есть то продвижение сайтов, за которым будущее. После того, как изменения были внесены, совершенно необходимо опять перейти к шагу №3 но уже с другими людьми. Но не следует заниматься этим бесконечно, поскольку возможна ситуация, когда просто те или иные предпочтения конкретных тестировщиков покажутся вам прорехами в юзабилити. Трёх циклов теста вполне достаточно.