С самого начала современного, основанного на стандартах, веб-дизайна, множество конкурирующих фирм пытались создать этакий интернет-валидатор юзабилити. В основном эти инструменты фокусировались на закулисной стороне кодирования и тегах, например, альтернативном тексте для изображений и удобном для читателя тексте, который хорошо работает с большинством популярных современных приложений для чтения с экрана. Проблема в том, что эти интернет-валидаторы непригодны для использования с сайтами — они просто анализируют код. В практическом использовании, для определения юзабилити или доступности, эти валидаторы не практичны. Тут нужны люди, а не роботы, чтобы увидеть результаты работы кода, а не сам код.
По этой причине, лучше всего работает тест, фактически использующий сайт по прямому назначению. Реальные люди должны принять удар на себя и проверить, как работает навигация, комментарии, оценить читабельность. Кроме того необходимо обеспечить простую и эффективную обратную связь с разработчиком, чтобы тот понял, что на сайте работает легко, что с трудом, а что практически невозможно использовать. Но сначала требуется провести аудит сайта, и только потом следует исправление ошибок. Только обратная связь с реальными людьми даст сайт, который будет простым и по сути своей интуитивно понятным широкому спектру пользователей интернета.
Для этого существуют два простых теста, которые могут помочь продемонстрировать сильные и слабые стороны сайта с точки зрения повседневного удобства и доступности. Вы можете использовать его как для личного блога, так и для коммерческих сайтов.
Первый, известный как «быстрый и грязный» — тест, который фокусируется на первых впечатлениях от нескольких кликов. Второй тест, который еще быстрее, известен как «пять секунд юзабилити-тестирования». Это работает точно так же, как звучит: у пользователей есть только пять секунд, чтобы выработать первое впечатление на основе представленного дизайна. Данные этих тестов порой весьма красноречивы. Иногда это приговор. Хотя критики этих методов утверждают, что впечатление, которое создаётся у тестировщиков после столь непродолжительного знакомства с предметом исследования в основном определяется дизайном ( в смысле – внешним видом) сайта, а говорить о практичности не приходится, в подавляющем большинстве случаев более тщательное исследование сайта подтверждает первоначальные выводы.
Напрашивается аналогия с известным выражением академика Андрея Николаевича Туполева: «Хорошо летает только красивый самолёт».