Часто в разговорах (в основном весьма поверхностных) о всевозрастающей роли интернета в нашей жизни затрагивается тема биржевой торговли в онлайн-режиме. Да и практически в любой подборке рекламных роликов по телевидению обязательно промелькнут слова «форекс», «валютные пары», «опционы», «контракты на разницу» и другие биржевые термины. Действительно, недостатка в дилерах, предлагающих свои услуги на биржах, в основном валютных, не наблюдается.
Многих людей, даже непредвзято относящихся к биржевой торговле, такая ситуация напрягает. Очень многие при слове forex отрицательно качают головой и на вопрос: «Что вы об этом знаете?» следует ответ примерно в таком стиле: «Это лохотрон или очередной мыльный пузырь или пирамида вроде МММ». Более грамотные приводят примеры краха «дот комов» (.com) в начале весны 2000 года или совсем свежий пример краха банков, нагруженных непомерно раздутыми ипотечными обязательствами.
Конечно, проще всего сказать, что те, кто так говорят, отягощены тяжелым совковым прошлым, никогда не жили на Западе и ничего не понимают в культуре финансовых отношений в обществе. И в подавляющем большинстве случаев это так. Ну и бог с ними. Никто этих людей переубеждать не собирается. Но странно слышать от вполне грамотных и образованных собеседников подобные рассуждения о форексе и мыльных пузырях вроде «дот комов». Очевидно, сказываются некоторые наши ментальные особенности, привычка, что «хорошие вещи в рекламе не нуждаются, их и так расхватывают, а если что-то широко рекламируют, то жди подвоха».
Опять-таки, никто ничего не собирается доказывать с пеной у рта. Но давайте не предвзято глянем на тот самый пресловутый пузырь, с треском лопнувший на бирже NASDAQ в марте 2000 года и повлекший за собой многомиллиардные убытки инвесторов. Совершенно ясно, что несметное количество интернет-компаний, объединённых доменом .com, занимались чем угодно, но не бизнесом. Тогда не модно было создание интернет магазина, так как культура онлайн покупок была еще недостаточно развита, но вовсю создавались виртуальные бизнесы, которые ничего. кроме идей, не имели.
Говоря экономическим языком, их деятельность не сопровождалась созданием добавочной стоимости. Рост стоимости их активов был сугубо спекулятивным, а привлечённые средства инвесторов расходовались на рекламу и дальнейшую раскрутку. Присутствие в интернете не могло быть бизнесом само по себе. Это мог быть только инструмент, помогающий бизнесу. Но собственно бизнесом в «дот комах» никто не занимался. Относительное «обилие» на рынке сегодня компаний, предлагающих биржевую торговлю валютами, их деривативами и реурсами имеет совсем другие причины. И эти причины – рыночные и вполне здоровые механизмы роста и конкуренции. За каждой такой компанией стоит бизнес. Более или мене успешный, но вполне конкурентоспособный и перспективный. И присутствующие в нем выживают по рыночным законам, а интернет является всего лишь средством, облегчающим ведение этого бизнеса. Можете не беспокоиться, никакого взрыва «пузыря» не произойдёт. Пузыря нет.