Принцип сетевого нейтралитета подразумевает, что все субъекты, участвующие в работе интернета – провайдеры, регуляторы, национальные правительства и так далее, должны относиться одинаково ко всем видам интернет-трафика, конечно, за исключением преступного. Все, кто хочет сохранить интернет открытым, всегда лоббировали этот вопрос.
Европейская комиссия в настоящее время рассматривает возможность многоуровневого интернета для потребителей и бизнеса. Большинство людей не имеют никаких аргументов против этого. Провайдер должен иметь возможность продавать более дешевые планы доступа, и могут существовать определенные ограничения на то, что доступно. Но, когда этот вариант становится единственным способом, который население имеет для доступа в интернет, многоуровневый сервис становится проблемой. Кроме того, принцип нейтралитета сети нарушается, когда есть возможность за более высокую цену получить более полный доступ к интернету.
Главный принцип сетевого нейтралитета состоит в том, что никто не может изменить поток интернет-трафика по контенту, пользователям, платформам, сайтам, оборудованию, приложениям или режимам соединения. Например, провайдер не может просто взять и запретить видео высокой четкости для клиентов с низкой пропускной способностью каналов. Принцип сетевого нейтралитета подразумевает, что провайдеры также не должны блокировать конкурентов. Когда роли были более четко разделены много лет назад, применять принцип нейтральности сети было гораздо проще. Но теперь, когда роли создателя контента и интернет-провайдера размыты, придерживаться принципов нейтральной сети стало сложнее.
Ещё одним аспектом сетевого нейтралитета является противодействие правительственной цензуре. Некоторые организации или правительства, в частности, Китай, могут ограничивать доступ к контенту на иностранном языке. Не смотря на то, что наиболее ценная и свежая информация доступна именно на английском языке, далеко не все пользователи интернета знают этот международный язык.
European Digital Rights (EDRi) и European Consumer Organization (BEUC) вступились за более чем 80 других интернет организаций в их ходатайстве перед Европейской Комиссией и призвали её безусловно придерживаться принципа сетевого нейтралитета при внесении законодательных предложений, регулирующих интернет в Европе. Это хорошо, но этого мало. Европейская Комиссия только дает рекомендации странам-членам Евросоюза. Каждая страна может принять, изменить или игнорировать рекомендации, так как они считают нужным.