Не смотря на то, что примеров успешного бизнеса, построенного «интуитивно», предостаточно, планирование и формализация работы новой компании крайне важна и существенно увеличивает вероятность построение надежной компании, устойчивой к переменам, кризисам и другим возможным потрясениям.
Алгоритмизация и грамотное построение бизнес-процессов дает возможность не только найти стратегического инвестора, компаньона или партнера-единомышленника, но и разобраться в собственных мыслях и идеях, упорядочить и формализовать этапы развития будущей компании. Ведь без детальной проработки бизнес-стратегии можно легко «утонуть» на одном из «подводных камней» в агрессивном конкурентно-бюрократическом «море». Именно бизнес-план разъясняет вам и вашим соинвесторам, как будет происходить распределение прибылей, управление сайтом, магазином, кораблем или ларьком, как и когда будет достигнута самоокупаемость проекта, какой будет прибыль и какова вероятность краха предприятия.
Бизнес-план составляется для достижения внешних и внутренних целей. Внешняя сторона бизнес-плана предназначена для привлечения инвесторов, кредиторов и партнеров, их убеждения в необходимости вкладывать деньги в ваши идеи. Только грамотный взвешенный документ может рассказать «людям с деньгами» о потенциале и возможностях вашего бизнеса и необходимости оказания ей стратегической и финансовой помощи на этапе становления.
Нередко отсутствие хорошего бизнес-плана, сбалансированного в соответствии с меняющимися условиями и потенциальными рисками, является существенным недостатком руководителя, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет возможности привлечения финансовых ресурсов и достижения долгосрочной стабильности в конкурентной среде. Теряется доверие к руководству и компании, что недопустимо в динамично развивающемся и тем более новом неокрепшем бизнесе.
Иными словами бизнес-план — это документально оформленная и проанализированная бизнес-стратегия, стартовая точка и алгоритм работы предприятия на означенный период, источник стратегической информации для потенциального инвестора и способ прямого управленческого контроля над будущим предприятия.
Правильно составленный бизнес-план – это проверка знаний и понимания менеджерами среды бизнеса, её рисков, положения предприятия на рынке как сейчас, так и в обозримом будущем. Процесс планирования бизнеса обеспечивает пристальное внимание управленческой системы ко всем ее недостаткам. Требования, предъявляемые к бизнес-плану, являются условием самосовершенствования системы управления и создания эффективной управленческой стратегии. Поэтому пренебрегать составлением бизнес-плана или делать это «для галочки» крайне нежелательно и чревато появлением системных трудно устранимых ошибок в работе и руководстве компанией.