Каждый сотрудник, которому предстоит пройти психодиагностическое исследование на работе, вправе предварительно получить ответы на вопросы:
- Кто будет проводить тестирование?
- С какой целью оно проводится?
- Согласно какой процедуре будет происходить?
- Какова достоверность результатов данного исследования (научное обоснование, цифры, ссылки)?
- Каковы гарантии сохранения конфиденциальности результатов?
- Есть ли соответствующее образование у специалиста, проводящего тестирование? Какими документами подтверждается его компетентность как диагноста?
Знает ли руководитель об указанных правах своих подчиненных? Дать ему советы и консультации по этому кругу вопросов — обязанность штатного эйчара.
По окончании тестирования каждый сотрудник должен получить на руки соответствующее заключение (в письменной форме за подписью диагноста). Об этом эйчар также обязан заранее проинформировать руководителя. Такой превентивный ликбез, скорее всего, поможет директору понять неуместность «тестовых игр» и в дальнейшем совместно с менеджером по персоналу искать иные пути установления контакта с подчиненными.
В сложной ситуации эйчару также следует выступить в роли советчика и посредника. До руководителя необходимо донести мысль о том, что ценности корпоративной культуры не отменяют учета особенностей личности каждого сотрудника. «Мы потому и дружная команда, что понимаем, уважаем и учитываем интересы каждого члена нашего коллектива», — вот послание, «месседж», который следует озвучить. Это справедливо как для веб-компании, занимающейся разработкой и продвижением сайтов, так и для любой другой фирмы, которая выводит качественно предоставляемых услуг на новый уровень за счет внедрения IT-технологий и проведения грамотных тренингов для всех своих сотрудников.
А «неспортивному» PR-менеджеру эйчар может посоветовать следующее: «Приехать на тренинг нужно, поскольку в нем участвуют все без исключения сотрудники. Мы вместе попросим тренера о том, чтобы вы получили физически менее активную роль в командных играх. Например, роль контролера, завхоза, следящего за временем и т.п.».
Опытный тренер сам подскажет, как лучше найти компромисс. Главное — захотеть этот выход найти.
И еще об одном «пунктике» (к сожалению, злободневном) хотелось бы упомянуть. Эйчару следует принять меры, чтобы кульминацией тренинга по командообразованию не стало «неформальное отмечание». Иначе ценность этого дорогостоящего мероприятия в значительной степени нивелируется тем, что на следующий день одна часть сотрудников потеряет работоспособность, а другая — с отвращением будет вспоминать «эпизоды» с участием некоторых коллег.