Изменения последних лет носят в Украине прогрессивный характер. Все больше компаний задумываются о своих ценностях. И следствием этих раздумий является, как правило, усиление и развитие корпоративной культуры. Т.е. украинский бизнес становится все более «цивилизованным» На что влияют ценности? Они влияют на нормы и правила поведения персонала. Для примера рассмотрим нормы поведения, характерные для ценностей компаний вымышленных условных «Рост» и «Спад».
Пример норм поведения в абстрактной компании «Рост»
Поскольку для руководства этой компании «Люди — главный капитал», то большое внимание уделяется развитию и обучению персонала. Руководители подразделений часто беседуют с сотрудниками по вопросам развития компании, планирования или качества обслуживания клиентов. Поскольку важными являются именно долгосрочные отношения с клиентами, то много внимания уделяется послепродажному обслуживанию, сбору информации об уровне удовлетворенности клиентов, мониторингу отношений (поздравления с праздниками, информация о новых поступлениях и т.п.). Если сотрудник аргументированно просит руководство купить МФУ или другую компьютерную офисную технику, его просьба практически всегда удовлетворяется. Причем с первого раза, без задержек и формальных отписок.
При работе с клиентами компании персонал использует корпоративные «Стандарты обслуживания клиентов». Хорошим примером «писаных» норм являются «Стандарты обслуживания клиентов». Сегодня все больше украинских компаний разрабатывают и внедряют такие стандарты. Известные компании из Одессы и Львова, Киева и Харькова имеют сегодня свои стандарты. Если говорить об отраслях бизнеса, то особенно часто в Украине применяют «стандарты» компании услуг связи, туристических услуг, банки, сети магазинов обуви, канцтоваров, продуктов питания.
Пример норм поведения в абстрактной компании «Спад»
Поскольку существует принцип «можешь уходить, если тебе у нас не нравится», то отношение к персоналу — соответствующее. Условия труда оставляют желать лучшего. Обсуждать размер премии или комиссионного вознаграждения не рекомендуется. Просить руководителя направить сотрудника на обучение — бесполезно.
Второй базовый принцип руководства этой абстрактной фирмы: «Не обманешь — не продашь», естественно не запишешь в «стандарты». Поэтому и самих стандартов нет, а обсуждение их внедрения считается пустым делом. Клиенту стараются «подсунуть» залежалый товар или товар без необходимых сопроводительных документов или товар с поврежденной упаковкой и т.п.
Если присмотреться к некоторым рынкам, базарам и магазинам рядом с ними, то мы нередко заметим соответствующие примеры. Нормы могут быть описаны или задекларированы в устной форме. Их следствием является конкретное поведение сотрудников, руководителей подразделений или ТОП-менеджеров.