В европейских странах коллективными переговорами охвачено большинство трудящихся, а в странах Северной Америки их доля сравнительно невысока.
В США сосуществуют сферы производственной деятельности, где такой процесс является нормой практически для 100% предприятий (автомобилестроение, металлургия, грузовые перевозки и т.п.), и такие, где работники в основном нанимаются по индивидуальным трудовым контрактам (электроника, разработка программного обеспечения, сайтов и т.п.).
В Западной Европе коллективные переговоры наиболее распространены в промышленности и в сфере обслуживания, а вот в IT-сфере их заключать пока не принято. Вмешательство государственных органов в процесс заключения коллективных договоров и соглашений осуществляется в роли как арбитров при возникновении трудовых конфликтов, так и непосредственных участников соглашения.
Особый интерес представляет французская модель социального диалога. В 1982 году во Франции был принят закон, согласно которому вопросы заработной платы, продолжительности рабочего дня, организации трудового процесса и т. д. во всех отраслях и на всех предприятиях должны решаться в ходе ежегодных коллективных переговоров. За последние годы они были в большой степени децентрализованы (до уровня предприятий), тем не менее, за 35 лет число коллективных соглашений увеличилось вдвое.