Измерение вовлеченности — это измерение того, насколько персонал заинтересован в выполнении своей работы, насколько знает, для чего делается его работа, насколько ощущает себя частью организации, коллектива, системы. Удовлетворенность — это о другом. Измерения удовлетворенности показывают, насколько персонал удовлетворен оценкой его деятельности. Она может быть высокая, но особого желания работать она напрямую не вызывает.
Желание работать — это материя достаточно тонкая, она связана с внутренней системой мотивации сотрудника. Если внешние мотивирующие факторы совпадают со значимыми внутренне, то они срабатывают. Если не совпадают, то внешняя мотивация не идет. Сотрудник может быть мотивирован, вовлечен в процесс деятельности, но может быть на каком-то периоде времени не удовлетворен. Понятно, что без удовлетворенности мотивация, вовлеченность пропадает. Удовлетворенность подпитывает, подкармливает мотивацию и вовлеченность, но не создает ее.
Данные о вовлеченности важны при оценке стоимости компании. Продукт компании создают сотрудники. Если они не горят желанием создавать такой продукт, который успешен на рынке, то все планы компании ничего не стоят. Мечты руководства о будущем должны быть подкреплены желанием персонала идти к этому будущему, преодолевая какие-то трудности во имя чего-то. Вот это что-то и есть самое трудное для придумывания, для вовлечения персонала. Если полководец командует армией, которая не настроена сражаться, а хочет тихо сидеть в окопе и получать паек, то победы не будет. Цена такой армии мала. Если же армия рвется в бой, то она победит, даже если план сражения неидеален. Такая армия нужна всем, ее цена высока.
Измерения вовлеченности и удовлетворенности, проводимые внешними специалистами, обычно вызывают больше доверия, так как они считаются более объективными. Если же система оценки этих факторов изначально построена достаточно объективно, то можно обойтись и без экспертов. Например, можно сделать компьютерный опросник мотивированности и удовлетворенности на внутреннем корпоративном портале, где сотрудники могут анонимно заполнять опросники один раз в квартал. Данные затем обрабатываются компьютером и поступают руководителям. Важно отслеживать такие опросы с заданной регулярностью, чтобы смотреть на динамику показателей и понимать, какие действия организации приводят к изменению настроений персонала.