По классификации Европейской федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO) существует около 200 направлений консалтинга. В свою очередь, отечественные специалисты определяют четыре основные группы консалтинговых услуг: IT-консалтинг, операционный менеджмент, стратегический и HR-консалтинг. Именно последняя из них является предметом обсуждения этой статьи.
Часто в украинских и российских деловых СМИ понятие кадровый консалтинг используется как синоним HR-консалтингу, но при этом журналисты описывают состояние рынка рекрутинга и executive search, не подозревая, что это лишь малая часть того спектра услуг, который составляет данную группу.
Заблуждение вызвано прежде всего тем, что отечественный консалтинговый рынок еще достаточно молод и не структурирован. При этом количество компаний, предоставляющих консалтуслуги (в сфере HR в том числе) в Украине, уже превысило полутысячный рубеж, и часто понять, что именно провайдер предлагает в своем пакете, сложно не только стороннему наблюдателю (то есть журналисту), но и потенциальному клиенту. Тем не менее, этим не оправдывается поверхностный подход к проблеме, ведь кому, если не аналитикам и обозревателям отечественных медиа, прояснять реальную ситуацию на рынке.
По мнению многих экспертов, консалтинговый бизнес в Украине начал зарождаться в начале 90-х, когда на отечественный рынок выходили международные, в основном западные, компании и приглашали родных им консультантов для реализации или сопровождения определенных проектов в нашей стране. В ответ на реальные потребности бизнеса вскоре начали появляться отечественные тренингово-консалтинговые организации, специализирующиеся в большей степени на предоставлении услуг краткосрочного обучения, и рекрутинговые компании.
Рынок HR-консалтинговых услуг в Украине формируется вслед за развитием собственно HRM, в том числе перепрофилированием советских отделов кадров или созданием подразделений по управлению персоналом с нуля. При этом, круг задач таких подразделений постепенно расширяется, включая в себя разработку систем стимулирования и мотивации, оценку персонала, поиск возможностей снижения затрат на кадры (аутсорсинг, лизинг, аутстаффинг), планирование карьеры и формирование кадрового резерва, наконец, разработку HR-стратегии на основе стратегии компании и т.п. Неэффективно изучать, как использовать профессиональные фотокамеры силами персонала своей комапании — намного проще привлечь стороннего фотографа для выполнения разового проекта, у которого есть опыт такой работы. Для эффективной реализации HR-пpoектов, перечисленных выше, специалистам необходим опыт разработки и внедрения подобных систем, а порой и объективный взгляд со стороны.
Решение о привлечении консультантов зависит от профессионализма топ-менеджеров, наличия HR-службы и ее уровня, а также проекта, который компания планирует реализовать. Некоторые проекты однозначно нуждаются в участии внешних консультантов: оценка топов, реструктуризация бизнеса, прописание бизнес-процессов и обучение руководителей среднего и высшего звена.