Когда-то давно играл в «Аллоды». Интересная довольно игрушка. Суть ее в том, что в неком мире хаоса существуют мини-королевства, Аллоды. Которые являются некими островками порядка на этой земле. Тогда еще у меня интернета не было. А сегодня же Сеть мне видится именно таким вот миром хаоса, с островками порядка. Очень разрозненными островками.
А теперь более подробно. Интернет имеет двойственную природу, и эта двойственность заметна очень четко. Можно сказать, есть две формы пребывания в сети: активная и пассивная. Пока мы имеем дело только с молчаливыми серверами и качаем оттуда информацию, интернет выглядит довольно упорядочено, спокойно. С этой точки зрения сеть представляет собой океан данных, тысячи компьютеров, с которых можно получить необходимую информацию. Здесь хаоса нет, пока что. Однако, его проявления заметны и тут — это баннеры, часто похабного содержания, это навязчивая реклама, попытки заставить пользователя читать ненужную ему информацию. Впрочем, это еще малая толика. Потому что пока мы используем Интернет как источник информации, мы все еще не подвергаем угрозе волю, мы все еще не окунаемся в хаос. Мы сами выбираем, что нам смотреть, что качать.
Однако, есть у интернета и другое обличье. Тут приведу еще один пример из игровых миров. В игрушке Dreamfall: The Longest Journey для определения Сети употреблялось английское словосочетание «on the wire», что в переводе означает «в проводах» ну или «в сети». На самом деле довольно точное определение жизни в сети — именно внутри нее, перенося душу, эмоции в провода. Именно в проводах, в сетях, растянутых по всему миру, и заключены яркие, бушующие страсти. О каких страстях речь? Думаю, все вы догадываетесь, о чем я. Это сетевое общение. Его флагман — служба мгновенных сообщений (цветочек на могиле рабочего времени), всяческие службы знакомств, чаты, сервисы вроде нашей с вами игры…
Когда мы входим в это общение, начинается совершенно другая жизнь. Начинается новая, сетевая, социализация. Возникают эфемерные связи, привязанности, круг общения. Человеку кажется, что он попадает в новую, яркую, интересную и веселую компанию. Часто сетевое общение просачивается и в реал. Но у этой интернет-социализации есть несколько особенностей. Самая важная из них — зависимость человека от электронной техники и средств связи. Когда человек высоко социализирован в интернете (читай — у него в сети много друзей), ему так или иначе нужно снова и снова возвращаться в Сеть. А потому он уже не активный волеизъявитель (сам выбирает, какие данные качать), а пассивный реципиент воли Сети (под Сетью имеется ввиду коллектив людей, от которых индивид зависим). Соответственно, средство коммуникации получает власть над человеком, подчиняет его себе. Вот он и попадает «on the wire», в провода.
Следующая особенность — это структура общения. Наиболее точное определение структуры общения в сети — релятивистская модель. Т.е. отношения каждого с каждым. Сравним с реалом. В реале коммуникация идет общая, групповая (хоть и с возможностью уединения), т.е. отношение многих ко многим. В Сети же, через тот же Квип общение происходит именно каждый с каждым. Если сравнить схему реала и интернета, то мы увидим, что количество социальных связей больше в тысячи раз. Так, если в реале 10 человек объединились бы в клан, то было бы примерно 10 социальных связей вида «Человек — Группа» + несколько уединенных коммуникаций «Кланер-Кланер». В интернете же объединение происходит сетевое, возникает личная связь между почти всеми сокланами. Таким образом связей будет 45. Потому важная особенность такого общения в Сети — возникновение другой, социальной сети. И эта сеть держит не менее прочно, чем сеть информационная.
Еще одна важная деталь инет-общения — это реализация компенсаторной функции личности. Человек в сети стремится получить то, чего недополучает в реале. В результате — Сеть дает некое подобие мечты, некую модель самореализации, вектор выхода тех эмоций, которых человеку не хватает. Это еще один источник зависимости. Если в реале каким-то образом на плохо, и мы компенсируем это здесь — значит возникает желание продолжать эту компенсацию. Кроме того, в сети все становятся смелее, увереннее, знакомиться и общаться легче (банально легче технически! Сравните: подойти к кому-то на улице и познакомиться или написать кому-то незнакомому в приват «привет»).
В результате, мы получаем сложно организованную пучину хаотических отношений типа «каждый с каждым». Если нарисовать эту схему, получится сложная паутина, в которой можно запросто потеряться. И это именно хаос, потому что отношения по сути не надежны. Как бы ни были привязаны к Сети люди, простой дисконект бесповоротно прерывает общение. Кроме того, в интернете, из-за сложной сети отношений, сами связи часто и быстро рушатся, изменяются. В такой структуре гораздо быстрее возникают разногласия, склоки, скандалы. Сама по себе социальная сеть настолько запутана, что отношения долго не выдерживают.
Что имеем в итоге? Получается, что человек, входя в сетевую социализацию, становится зависим сразу от двух сетей: электронной и социальной. Причем, социальная сеть является неким морем хаоса, дикая комбинация лиц, эмоций, личностей, характеров. Однако, человек всегда стремиться к упорядочиванию реальности вокруг себя. Он ищет статичные ориентиры, за которые можно зацепиться, на которые можно положиться. В таком море хаоса ориентиры часто рушатся, но люди начинают строить их заново. Вот и возникают в Сети некие Аллоды порядка, образования более-менее упорядоченного общения, стабильных социальных связей. Однако стабильность эта — иллюзия. А те кто в нее верит — мечтатели.