В данной статье подробно описан процесс создания HR-отдела на среднем предприятии, к которым можно отнести и веб-студию. Данную схему можно успешно применять в том числе для построения работы киевской веб-студии, которая сможет работать на высококонкурентном рынке разработки сайтов. Все данные, представленные ниже, были проверены на практике в одной из украинских компаний 70+, занимающейся оказанием услуг. Эти материалы имеют практическую ценность, но должны быть предварительно адаптированы для каждой отдельной фирмы. Данная статья предназначена руководителям средних и малых предприятий и HR-менеджерам, которые не имеют или только получают опыт создания HR-отдела на предприятии.
Итак, процесс создания HR-отдела может состоять из следующих этапов:
- предварительная подготовка;
- исследование наработок;
- согласование стратегии;
- планирование;
- создание атрибутов отдела;
- структурирование и отладка задач;
- программное обеспечение;
- информирование сотрудников об HR;
- создание отчета о деятельности отдела;
- закрытие проекта.
Создание HR-отдела на предприятии — первая и самая сложная задача при глобальном увеличении штата предприятия. В определенный момент размер предприятия достигает критического, и руководители вынуждены нанимать отдельного человека либо группу людей, которые будут решать вопросы кадрового менеджмента, то есть специалистов в области HR.
Стоит заметить, что кадровые вопросы решаются на предприятии практически с момента его создания — сотрудников принимают на работу, увольняют, меняют в должности и т.д. Когда размер фирмы составляет 2-5 человек, решения по кадровым вопросам, равно как и по вопросам бухгалтерии, принимает сам руководитель; затем на работу нанимают бухгалтера, который принимает людей на работу и выплачивает зарплату. И только в момент, когда компания принимает на работу более 50 сотрудников, возникает реальная необходимость в создании отдела, который будет заниматься всеми вопросами работы с персоналом.
HR-отдел на предприятии можно называть «Отделом по управлению персоналом», но грамотнее — «Отделом по работе с персоналом», т.к. такой отдел лишь опосредовано может влиять на вопросы взаимодействия в коллективе, в том числе и между руководителями и подчиненными.
HR-отдел не есть «Отдел кадров» в узком советском понимании. Это отдел, который выполняет ряд важных для компании функций, в том числе и изменение кадровой составляющей. Однако поиск и прием на работу кадров — одна из многих других задач.
Создание HR-отдела — этапное мероприятие, и первоначальная инициатива должна исходить от руководства компании. Для успешного решения поставленной задачи можно использовать проверенные партнерские программы, а веб-студия, как компания прогрессивная, опирающаяся на использование IT-технологий, наверняка будет это делать. Главным «маркером» необходимости его создания служит тот факт, что руководители среднего уровня начинают задавать вопросы по поводу имен, знаменательных дат сотрудников, уточнять род их деятельности в организации. Это первое свидетельство «информационной перегрузки» руководства, которое не справляется с потоком рабочей и личной информации о сотрудниках, их эмоциональном и физическом состоянии, состоянии бизнес-процессов.
В нашей практике самым ярким примером такого события стал вопрос одного из топ-менеджеров:
«А что это за «бородатый мальчик в тапочках» ходит по офису?! Что он тут вообще делает?»
Такой вопрос звучал относительно программиста, который уже на протяжении месяца работал над написанием ПО для ведущего отдела компании. Сотрудничество именно с этим программистом имело уже многомесячную историю предварительного исследования, написания технического задания, разговора со специалистами. И уж топ менеджер явно не догадывался, как сложно найти толкового программиста в веб-студию на нормальные деньги.