Вчера на e-mail веб-студии, где я работаю, пришло вот такое забавное письмо:
Здраствуйте!
Нас интересует создание сайта (сроки и расценки). Сайт будет на трех языках (по 7 страниц на каждый язык). Внешний дизайн сайта и логотипа компании разробатываеться нами. Сообщите, пожалуйста, предварительные цены и срок исполнения.
Очень ждем ответа. С уважением «Компания <вырезано по этическим соображениям>»
Я не знаю, на что рассчитывал автор данного шедевра деловой переписки, но помимо адреса нашей веб-студии в получателях значились еще 16(!) других мейлов. Вероятно, он решил организовать небольшой тендер на разработку своего мегаресурса.
Рассмотрим на примере этого реального письма типичные ошибки заказчиков сайтов:
1. Нет никакой конкретной информации. Известно только, что на сайте будет 3 языка. Все. Количество страниц позволяет примерно оценить масштаб проекта, но сведений о реальном количестве работы не дает. Для современных систем управления сайтами не важно, сколько страниц создавать, но важно, сколько будет шаблонов и какие придется настраивать модули (новости, карта сайта, обратная связь, каталог и т.д.)
2. Письмо отправлено в 17 веб-студий сразу. То, что у вас хороший домашний интернет есть не первый день и вы научились отправлять несколько десятков писем за раз, не означает, что так нужно делать. Желание клиента найти наиболее выгодное предложение похвально. Но вы попробуйте познакомиться с несколькими девушками одновременно…
3. Безграмотность текста. Шедевры «разробатываеться» и «здраствуйте» подняли настроение в конце рабочей недели. Опечатки в деловом письме – дело привычное. Но детские ошибки отправителя наталкивают на мысль, что в условиях финансового кризиса и растущей безработицы у него есть все шансы остаться без работы.
Отправить ответ в соответствующем стиле этому «потенциальному заказчику» не получилось ни вчера, ни сегодня: the following addresses had permanent fatal errors…
В тексте письма: » Внешний дизайн сайта и логотипа компании разробатываеться нами. »
КЛЮЧНИЦА ВОДКУ ДЕЛАЛА!
У меня вопрос: Что такое внешний дизайн и чем он отличается от внутреннего? А может есть дизайн астрала сайта или его ментального поля? ;-P
Под внешним дизайном, наверное, подразумевался фирменный стиль или дизайн главной страницы. Заказчики часто путаются в терминологии, это нормально, если только ини не пытаются учить дизайнера дизайну
Вообще странно что их емейл недоступен… Может это спам такой?
Через несколько дней письмо все же удалось отправить. Что-то с почтой просто у них было. Не думаю, что это был спам, никаких ссылок не было, никуда заходить и ничего купить не просили
А как можно срок исполнения сообщить? Если они делают «внешний» дизайн, то получается дизайнер делает чисто технические вещи… Хостинг там… Наверно это имелось в виду…
Подашь заявку, а компания не сразу хостинг даст…. Особенно если праздники на носу… Это уже не от дизайнера зависит…
Письмо было на ящик веб-студии, там полный пакет услуг, включая хостинг и раскрутку. Сайт под ключ
У меня очень часто такие клиенты были, могу сказать только одно — если клиент ничего не понимает в web технологиях то на нем можно неплохо заработать. Пример: говоришь клиенту «специализированная мультиязычная поддержка встроенная в движке сайта» — прибавляешь к общей стоимости стоимость мультиязыка и вперед…
Кидать нормального клиента, который просто не знает всех тонкостей процесса разработки сайтов, неправильно. Но есть и другой тип клиентов, которые «где-то что-то слышали» и начинают компостировать мозги… вот с этими бороться сложно. Единственный способ — составлять грамотно договор на разработку сайта, где прописывать, что все переделки и уточнения оплачиваются отдельно и давать на подпись клиенту техническое задание… Только далеко не все заказы оформляются правильно, и потому разработчики снова и снова наступают на те же грабли 🙂
Именно для того чтобы избежать компостирования мозгов мы специально составляем «бриф» и согласовываем его с клиентом, т.е. ТЗ. Но ко всему вышесказанному добавлю — клиенты делятся на две категории — кто знает что он хочет и кто не знает что он хочет — мы делим подход так — очень помогает.
Отправка брифа или стандартного коммерческого предложения — это правильно и логично. Но стоит ли тратить время и писать ответ такому заказчику? Я считаю, что нет
+1. Не стоит писать.
Еще бывают кадры, которые начинают учить жить и пытаются открыть мне новые горизонты. «Я не могу Вам много заплатить, но это очень перспективный проект, будет супер для Вашего портфолио».